ПРИЛОЖЕНИЯ «ГОЛОСОВАЛКИ»

По пятницам у меня в блоге задается какая-нибудь тема для обсуждения или голосования. Она может быть серьезной или не очень. Здесь я приведу данные нескольких опросов, результаты которых кажутся мне примечательными. В «голосовалках» могут принимать участие не только члены «Благородного Собрания», а все ЖЖ-пользователи.

Каждое голосование сопровождается бурной дискуссией, и это самая интересная часть «голосовалки». Но формат книги не позволяет напечатать материалы этих споров. Прочесть их можно в архиве блога.

Опрос: «Русскость»

8 апреля, 2011


Сначала расскажу маленькую историю.

Недавно у меня был разговор с Френсисом Грином. Это английский физик, сын Грэма Грина и, как говорили в советские времена, «большой друг нашей страны». Уже несколько десятилетий он приезжает в Россию по несколько раз в год и всё время кому-то помогает: то нашей литературе, то обществу «Мемориал», то нашим политзаключенным. В общем, совершенно замечательный дядька. И задал я ему вопрос, который меня всегда в подобных случаях занимает.

«Скажите, а почему вы тратите столько времени, сил и денег на Россию? На кой мы вам сдались?»

Френсис отвечает: «Обычно русские формулируют этот вопрос иначе: за что вы так любите Россию?».

Ну хорошо, говорю, пусть так. За что же?

Он: «Я Россию совсем не люблю, ужасно не люблю — если говорить о государстве, которое во все времена паршиво обращалось со своими гражданами. Мне не Россия, мне русские нравятся».

Спрашиваю: «Чем это? И вообще, что такое с вашей точки зрения «русские»? Вот если попробовать вычленить одну главную, определяющую черту «русскости» — что это такое? Ну, допустим, считается, что немцы дисциплинированные, французы знают толк в любви, англичане сдержанные. А мы, по-вашему, в первую очередь какие?»

Френсис Грин в типично русской ситуации


Френсис меня поправил: «Нет, англичане в первую очередь не сдержанные, они в первую очередь чудаковатые. А русские не знаю какие. Не задумывался. Вы сами-то что про это думаете?»

Я изложил свое мнение. Он не согласился. Подумал-подумал и в результате сказал примерно следующее: «Когда я впервые попал в вашу страну в конце пятидесятых, меня больше всего поразило, что люди сидят за столом, на кухне (тогда ведь все сидели на кухне), и ведут разговоры о Больших Вещах. Причем это совершенно типичная ситуация. Я не могу себе представить, чтобы двое голландцев или англичан сидели за бутылкой и увлеченно рассуждали о смысле жизни, о душе, о ходе истории. Для меня русские — это люди, которые любят и умеют рассуждать на отвлеченные темы».

Я в жизни не слыхивал лучшего комплимента в адрес своего народа.

А теперь перехожу к недельному опросу, тема которого, я полагаю, вам уже понятна.


Что с вашей точки зрения является главной чертой русского национального характера?

Лакированный ответ на этот вопрос


Для ясности: под «русским человеком» я имею в виду не беспримесного потомка вятичей и кривичей, а человека, сформированного русской культурой. Поэтому Булат Окуджава или Осип Мандельштам — русские, а, скажем, Шарль Азнавур, хоть по крови и армянин, но настоящий француз французович. Понятно, да?

Голосовалки с нажатием на кнопочки в этот раз не будет. Пишите в комментах свою формулировку (желательно четкую и лаконичную) и, пожалуйста, ставьте впереди +, если считаете черту хорошей и! если считаете качество плохим. То есть попробуйте выделить два параметра: что в нас самое хорошее и что самое плохое.


Пример правильного оформления:

+ Всемирная отзывчивость русской души

! Напускная грубоватость, за которой таится неподдельное хамство


Через неделю посчитаем и поглядим, что такое «русскость» с нашей коллективной точки зрения.

«Номинации», выдвинутые в дискуссионных ветвях, при подсчете учитываться не будут — их трудно выловить.

Надеюсь, мы не переругаемся, как это обычно происходит при подобных обсуждениях.

На всякий случай предупреждаю: модератор стоит с шашкой наголо и будет с ходу рубить всякого, кто сорвется на оскорбительный тон — неважно, под каким национальным флагом.

Русские о «русскости»: итоги

Оказалось, что национальным самовосхвалением члены Благородного Собрания не грешат. Отрицательных качеств русского национального характера (далее РНХ) в ходе дискуссии было выявлено гораздо больше, чем положительных, и обсуждались они явно охотнее. В связи с чем с ходу прибавлю от себя одну редко упоминавшуюся, но очевидную черту: мазохизм (если считать ее чем-то плохим) или самокритичность (если ей радоваться).

А собирательный Русский в нашем совместном представлении получился существом довольно любопытным. Описываю его пока безоценочно — просто на основании частоты упоминания тех или иных особенностей.


Итак, за что же мы себя любим (уважаем, ценим, одобряем)?

Во-первых, за отзывчивость, сердобольность, открытость, эмпатию, сострадательность — в общем, за душевность.

Во-вторых, за «дум высокое стремленье», оно же «духовность», «незаземленность» — та самая особенность, о которой говорил Френсис Грин.

В-третьих, за широту души (она же щедрость, она же размах).

Как ни удивительно, это всё. Прочие достоинства упоминались реже и через «семипроцентный барьер» не проходят.


Разнообразнее и увлеченнее выискивались недостатки РНХ.

С огромным отрывом лидируют лень и близкие к этой категории понятия: безынициативность, обломовщина, раздолбайство, безалаберность, пассивность. Сюда же я присоединил бы и часто фигурировавшие безответственность с необязательностью. Предлагаю обозвать всё это безобразие научным терминомпофигизм. Не будет преувеличением сказать, что в «теневом парламенте» национальной души эта фракция обладает просто-таки конституционным большинством.

На втором месте — хамство (грубость, неуважение к личности) и дефицит чувства собственного достоинства.

На третьем — постимперский синдром (к этой же группе я отношу часто поминавшиеся ксенофобию и шовинизм).

На четвертом — внутренняя несвобода (трепет перед начальством, упование на «доброго царя», политическая боязливость и прочее).

А еще мы осуждаем себя за неряшливость, за привычку сваливать вину на других, за пьянство и за косность — но это уже на уровне мелких досадностей.

Это суммарное изображение вряд ли можно назвать фотографическим портретом, и я вовсе не уверен, что именно таковым РНХ является в действительности. Но это автошарж, нарисованный коллективным сознанием — по-моему, тоже интересно.

Попытаемся для наглядности представить себе реального человека (литературный персонаж?), который обладал бы полным набором вышеприведенных характеристик. Душевный и высокодуховный раздолбай, плохо воспитанный и робеющий начальства, но зато способный на большие поступки и считающий, что он — молодец среди овец. Что-то у меня не хватает начитанности. Кто бы это мог быть? Подскажете?

Гораздо проще разделить Русского Человека на двух персонажей, один из которых членам Благородного Собрания симпатичен, а второй отвратителен.

«Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре» © В.И.Ленин


Наш русский «доктор Джекилл» — не человек, а мечта: умом устремлен к звездам, душой — к людям, да еще великодушен и немелочен. С примерами хоть из литературы, хоть из жизни проблем у вас, я думаю, не возникнет. Кто из соотечественников, по-вашему, именно таков?

Наш русский «мистер Хайд» — пьяноватая и безответственная скотина, трусящая начальства и попеременно одолеваемая то комлексом неполноценности, то комплексом превосходства. За конкретными примерами, увы, тоже далеко ходить не придется, правда? Но в комментах прошу их не приводить — скучно.

Вот и получается, что наша дискуссия не столь бессмысленна, как сочли некоторые из ее участников. По крайней мере, мы выяснили, с какими качествами в себе нам нужно бороться, а какие стимулировать. Уже немало.

В заключение изложу свой собственный взгляд на предмет. Не хотел делать этого до начала обсуждения, чтоб оно не зациклилось на правильности/неправильности моего частного мнения.

Сущностно я согласен с теми, кто написал, что всякая прононсированная характеристика является одновременно и достоинством, и недостатком.

Если бы мне пришлось выделить одну-единственную, главную и, так сказать, типообразующую черту «русскости», я бы назвал крайнюю размытость чувства меры. Стереотипизированный русский человек не знает меры ни в хорошем, ни в плохом.

Вероятно, исторически это объясняется географическими просторами, отсутствием границы (то есть меры) с восточной стороны: катись себе куда глаза глядят — хоть 500 лет, пока не упрешься в Тихий океан.


Или, может быть, причина в православии — наименее приземленной и наименее дисциплинирующей разновидности христианства (это частное суждение автора, которое он никому не навязывает и на истинности которого не настаивает — короче говоря, IMMHO, где второе М означает “most”).

Возможно также, что неоформленность наших экзистенциальных контуров обусловлена постоянным и бесконтрольным давлением государства на население. На длительное ограничение свободы психика обычно реагирует взрывным образом: периоды подавленности, сжатия сменяются пружинообразным расширением. Переход от рабской покорности к пугачевщине случается в один миг.

Русскому национальному характеру всегда всего мало, у нас есть серьезная проблема с поиском золотой середины. Чаще всего это плохо; иногда — в периоды крайнего общенационального напряжения — эта характеристика оказывалась спасительной.

Еще хочу заметить, что отсутствие чувства меры не является чертой уникальной. На свете есть и другие народы, страдающие (или облагодетельствованные — зависит от точки зрения) этим качеством.

А впрочем тут тема для отдельного поста.

Голосование: «Талант и ответственность»

22 апреля, 2011


Не знаю, случается ли такое в нормальных семьях, но в нашей бывает, и нередко, что мы с женой разругиваемся в дым из-за какого-нибудь отвлеченного, абсолютного абстрактного предмета (видимо Френсис Грин все-таки прав). Одна из тем возникает вновь и вновь, причем переубедить друг друга мы никак не можем. Поэтому я решил обратиться за поддержкой к вам, дорогие читатели блога, чтобы вы все как один встали под мое знамя нерушимой стеной, обороной стальной.

Этот неразрешимый спор возникал у нас из-за разных персон, в последние годы нередко из-за Никиты Михалкова, вернее его шумных общественно-политических демаршей, которые нам обоим одинаково не нравятся, но по-разному влияют на наше отношение к этому талантливому режиссеру.

Излагаю позиции противоборствующих сторон.

Первая: Если человек избран судьбой (можно — Богом) и наделен Даром, это возлагает на него особую ответственность за поступки. Спрос с талантливого человека должен быть строже, чем с человека заурядного. Кому много дано, с того много и спросится.

Вторая: Талантливый человек подарил всем, в том числе лично мне, свое искусство. Если взять того же Михалкова, я всегда буду ему благодарен за фильмы, которые он снимал в семидесятые и отчасти восьмидесятые годы. Эти картины стали частью меня, и далеко не худшей. Почему же я должен к такому человеку, даже если он совершает поступки, с моей точки зрения недостойные, относиться строже, чем к какому-нибудь паршивцу, которому я ничем не обязан? Разве это не вопиющая неблагодарность? С кем следует согласиться — с Пушкиным, который великодушно сказал про сославшего его Александра: «Простим ему неправые гоненья. Он взял Париж, он основал Лицей» — или с пушкинским Сальери, причитавшим: где ж правота, когда священный дар достается всяким редискам?

(Вот вам классический пример предвыборной агитации с использованием административного ресурса и контроля над средством массовой информации: первую точку зрения я изложил сквозь зубы и скороговоркой, вторую — подробно и любовно. Все голосуем за второй вариант!)

Только у меня большая просьба к комментаторам. Высказывайтесь, пожалуйста, не про Михалкова (Бог с ним совсем), а по существу спора.

Как относиться к выдающимся художникам, которых вы высоко цените за талант и осуждаете за какие-то поступки, не связанные с искусством? У меня, например, много этических претензий к аморальному Байрону, демоническому Лермонтову, безобразному в загуле Есенину, фарисействующему Гоголю, фашиствующим Эзре Паунду и Кнуту Гамсуну, эгоистичному нарциссисту Мисиме, приспособленцу Алексею Толстому (притом что всех их глубоко чту). А кого любите, но не одобряете вы? И главное: прощаете ли вы своим кумирам слабости и пороки?

ИТОГИ ОПРОСА
«Как относиться к талантливому художнику, совершающему некрасивые поступки?»

Участников: 2908


Строже, чем к обычному человеку 576 (19.9 %)

Снисходительней 587 (20.3 %)

Спрашивать той же мерой 1728 (59.8 %)

Опрос: «Трискайдекафобия и прочие игрушки»

13 мая, 2011


Сегодня у нас так называемая «черная пятница», то есть пятница, пришедшаяся на тринадцатое число — жуть в квадрате.

Существуют разные версии относительно того, как давно люди испытывают страх перед «черной пятницей». Якобы с того дня, когда в пятницу тринадцатого сожгли тамплиеров (все читали Дрюона и знают, что за этим последовало).

Прóклятая пятница


Но это, конечно, ерунда. Трискайдекафобия (страх перед числом 13) возник относительно недавно, лишь в позапрошлом веке. С развитием законности и медицины реальная жизнь в цивилизованных странах стала менее страшной, и люди, чтобы пощекотать себе нервы, стали пугать себя разными фантазийными страшилками: франкенштейнами, вампирами, вертящимися столами, нехорошими датами.

Самое известное доказательство гибельности пятницы для всякого рода начинаний связано с моряцкими суевериями. Желая раз и навсегда покончить с предубеждением матросов против пятницы, британское адмиралтейство построило корабль «Пятница». Он был заложен в пятницу, в пятницу спущен на воду, фамилия капитана была Фрайди. Корабль пустился в плавание — естественно, тоже в пятницу. Он гордо удалился за горизонт на полных парусах. Больше никто его никогда не видел.

А потому что нечего шутить с пятницей…


История эта, само собой, выдумана с первого и до последнего слова, но гуляет из книжки в книжку до сего дня.

Всё это, как вы догадываетесь, не более чем предисловие к нашему недельному опросу: про веру во всякую мистическую чепуху.

Но сначала давайте расскажу, как с этим обстоит у меня.

Я, в общем, суеверен — но суеверен избирательно. В плохие приметы не верю, верю только в хорошие. То есть черных кошек не боюсь и через левое плечо не плюю, но зато радуюсь и получаю заряд бодрости, если накануне какого-то ответственного события вижу радугу (особенно двойную) или вдруг зачешется правый глаз.

С числом 13 я вообще в прекрасных отношениях. Я прожил 13 счастливых лет на 13 этаже в квартире 373, и притом мирно почивал, не ведая бессонницы, в спальне площадью 13 метров. С той поры у меня трискайдекамания — противоположность трискайдекафобии.

А еще, планируя какое-нибудь важное дело (например, запуск новой книжки), я обычно прошу издательство выбрать для этого день «тайан», благоприятный для начала пути. И уж (так, на всякий случай) избегаю дня «буцумэцу», в который умер Будда. Вам кстати посоветую тоже не пренебрегать буддийским календарем счастливых, несчастливых и полусчастливых дней. Хуже не будет. Можете взять сей путеводитель удачи, например, вот здесь:

http://www.seiyaku.com/customs/rokuyo.html#days


Знаете, мне, пожалуй, жалко было бы избавиться от моих суеверий. Они делают жизнь занятней. Мне нравится эта игра с самим собой, она рифмуется с тайной надеждой, что всё на свете не просто так и что есть некие мистические знаки и послания, адресуемые персонально мне.

А как относитесь к суевериям вы? Каких примет/знаков/чисел вы боитесь? Происходили ли с вами истории, подтверждающие или опровергающие «суетные верования»?

ИТОГИ ОПРОСА
«Верите ли вы в приметы, знаки, особые числа?»

Участников: 1874


Я очень суеверен (суеверна), верю во все известные приметы 12 (0.6 %)

Верю только в добрые приметы 180 (9.7 %)

Верю только в недобрые приметы 14 (0.8 %)

Не то чтобы верю, но there are more things, друг Гораций 818 (43.9 %)

У меня собственная тайная система примет 383 (20.6 %)

Не верю ни в какие приметы 455 (24.4 %)

Недельный опрос, простенький

17 июня, 2011


А не приступить ли нам к решению вечных вопросов, столь любимых соотечественниками?

С вопросами политически опасными («Кто виноват?» и «Что делать?») пока повременим, чтобы не переругаться.

Начнем с простого.

Сколько-то лет назад, когда я еще работал в журнале «Иностранная литература», была у меня встреча со студентами одного московского ВУЗа. Я рассказал им что-то про современную словесность, предложил задавать вопросы.

Вопросов было всего два. Какой-то мальчик спросил: «А сколько вы в своей редакции получаете?» И еще одна девочка пожелала узнать, в чем смысл жизни.

Мальчику я угрюмо ответил: «Не скажу»; девочке — «Не знаю», и встреча закончилась. Усталый и недовольный, я побрел к метро.

Как говорится, шли годы.

Теперь такими вопросами меня не смутишь. Про заработки журналисты меня спрашивают довольно часто, и я бодро отвечаю:

«Все данные в налоговой инспекции».

Со смыслом жизни я тоже, кажется, разобрался. Ответ, который я нашел, лично меня вполне удовлетворяет. Не знаю, правда, какого мнения по главному вопросу бытия придерживаетесь вы.

Как вы уже догадались, именно это я и хочу выяснить с помощью нынешнего опроса. Не может же быть, чтоб каждый из вас не пытался решить эту старинную задачку? Ну, с верующими понятно — им ответить на вопрос легко. Или я ошибаюсь? Хотелось бы узнать и про это.

Итак: В ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Высказывайтесь, кому есть, что сказать.


Вот мое мнение:

Кто читал мои книжки, вероятно, и так уже знает мое мнение (замечу, не особенно оригинальное). Со смыслом жизни я ничтоже сумняшеся разобрался в первом же своем романе, хоть читателю и может показаться, что речь там идет совсем о другом.

Жизнь каждого человека должна быть уникальна — это раз.

Уникальной она будет в том случае, если ты сумел понять, что ты умеешь делать лучше всех на свете — это два.

В-третьих, я совершенно согласен с леди Эстер: всякий человек наделен Даром, просто мало кому удается в течение жизни этот Дар в себе обнаружить. (А большинство, увы, даже и не пытаются, задавленные мелкими или немелкими заботами).

Итак, смысл жизни, по-моему, в том, чтобы найти свой Путь и, не сбиться с него до самого конца. А уж Путей и Даров на свете бесчисленное множество. Любить какого-то конкретного человека (мужа, жену, ребенка) лучше всех на свете — тоже, между прочим, уникальный Дар, где никто никого не заменит и не превзойдет.

Другой мой персонаж, мистер Фрейби, посоветовал туповатому герою романа: «Live your own life». Целиком присоединяюсь к этому совету. Нужно прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую тебе навязывают другие люди, внешние обстоятельства или установившиеся представления об успехе/неуспехе.

И все дела.

Из комментариев к посту:

abondareva

О-о-о, какая тема…

Все религии мира говорят о том, что смысл жизни — в приготовлении к смерти. Земная жизнь — санпропускник перед жизнью вечной. Насколько чистым из него выйдешь, настолько дальше от порога тебя потом в светлую горницу и пропустят.

Но даже теория очищения души не отрицает возможность счастья, к которому стремится любой человек. А «что такое счастье, каждый понимает по-своему». И вот тут полистала я свои записные книжки…

Артур Кларк послал в космос свою ДНК в надежде вновь возродиться после смерти. Прядь из шести волос должна быть запущена американской компанией в сторону Млечного пути. В 83 года Кларк заявил, что когда-нибудь некая суперцивилизация найдет эту посылку и воссоздаст его в ином времени и ином месте.

В селе Судосеве (это нынешняя Мордовия) мать художника Серова Валентина Семеновна более ста лет назад открыла пять школ и столовую для бедных. Кирпичиков от тех зданий, конечно, здесь уже не осталось. Но до сих пор в селе живет много Серовых — это правнуки тех, кого Валентина Семеновна брала из приюта и здесь же, в селе, учила и кормила. И продолжают они воссоздаваться в ином времени, и помнят до сих пор, от кого досталась их родная фамилия.

И вот еще мои выписки из районных газет (о, тут такие всякости попадаются!) Например: в райцентре сколько-то лет назад закрыли баню. Соцработник Любовь Никонова стала по четвергам делать собственную общественную баню для пенсионеров своей улицы. Тратит дрова, веники, чай мятный. И делает это не напоказ, но с удовольствием бесконечным (заметка, правда, третьегодничная, может, теперь в Ельниках баню-то и построили, но понимания счастья Любы Никоновой это никак не отменяет).

А в темниковском селе Булаеве учитель Нина Николаевна и токарь Алексей Викторович взяли из детдома мальчика Сашу. Ему было четыре года, но он не разговаривал. В день появления Саши мать посадила в доме цветок. Саша его каждый день поливал и рос быстрее цветка. И заговорил, и догнал в развитии сверстников.

И еще — маленькая заметочка из атяшевской районки: на Новый год кот Семен нашел на помойке умиравшего от холода и голода котенка, принес его домой, к своему блюдцу с молоком, а потом уложил в вату под елку. Утром хозяева обнаружили подарок. На улицу сироту выгонять не стали. Котенок теперь подрос и дружит с опекуном. Оба счастливы.

Счастье — это ведь не только для людей? Может быть, смысл жизни есть у всего сущего?

Голосовалка: Храм Чистой Воды

15 июля, 2011


Вот тема, которая меня давно интересует: насколько традиционные представления о «женском» и «мужском» соответствуют реальности. Предлагаю проверить это при помощи опроса — на первый взгляд, довольно дурацкого.

Сначала расскажу маленькую историю, с которой, собственно, и начались мои сомнения в верности гендерных стереотипов.

Давным-давно был я в городе Киото, в экскурсионной поездке. Наша группа состояла из совсем молодых людей обоего пола.

Во время посещения храмового ансамбля Киёмидзудэра (Храм Чистой Воды) нам показали магический водопад. Там с крыши по желобам стекали три струи. Экскурсовод сказал, что, если попить этой воды, исполнится желание. Ассортимент, по его словам, был такой: выпьешь из первого — сильно поумнеешь, из второго — будешь долго жить, из третьего — несказанно похорошеешь собою. Но пить можно только из одного источника. Если из двух, эффекта не будет. А выпьешь из трех — вообще помрешь.

Я порылся в интернете, разыскивая те три струи. Кажется, это они:

Правда, про красоту в энциклопедии ни слова — вероятно, экскурсовод пошутил.


Экскурсовод вообще был весельчак и кокетничал с нашими девицами. Над рассказом об исполнении желаний мы все посмеялись, пить волшебную воду никто не пожелал. Это было как-то не к лицу представителям прогрессивной советской молодежи.

В ту пору я еще не работал инженером человеческих душ, но кое-что про психологию уже понимал. Поэтому, когда экскурсия закончилась и все разбрелись гулять, я сразу же кинулся к чудесному источнику и спрятался в кустах на подходе к святилищу.

Предчувствия меня не обманули.

В какие-нибудь четверть часа мимо моей засады, оглядываясь по сторонам, проследовали, один за другим, все члены нашей группы.

Сначала меня это очень смешило. Потом я перестал хихикать в своих кустах и призадумался.

Дело в том, что все юноши пили из одной струи, а девушки — из другой, третья же осталась вовсе невостребованной. Единодушие (и неожиданность) гендерных предпочтений меня поразили.

Какой выбор сделали мои товарищи по группе, я напишу пока скрытым текстом, чтобы не влиять на результаты голосования. Открою через неделю. Кому интересно — посмóтрите.


Все девушки, как ни странно, возжелали долголетия. А я-то по молодости лет считал их романтическими существами! Все юноши хотели стать красивее. Ну, это еще куда ни шло. Если честно, я тоже собирался, когда все уйдут, выпить именно «украшающей» воды. Но после столь удручающего единообразия, конечно, решил соригинальничать: выпил эликсир ума (хоть и безо всякого удовольствия, потому что почитал себя и так ужасно умным). Может быть, конечно, специфику выбора моих товарищей по группе определили молодость (юношей в этом возрасте больше всего занимают сексуальные успехи) и специфичность социального среза («выездные» девушки советской эпохи, как правило, отличались прагматичностью жизненных установок). Не знаю — поглядим, что получится у нас.


А теперь вопрос. Представьте, что вам повезло оказаться перед источником с тремя волшебными струями. Какой влаги вы бы испили? Вообразите, что кликанье на тот или иной вариант ответа равнозначно загадыванию желания — и отнеситесь к этому ответственно. Другого шанса за здорово живешь повысить ай-кью, крепость здоровья или секс-аппил у вас никогда больше не будет.

Варианта «глупости какие, чудес не бывает» вы здесь не найдете. Скучные люди, которые даже гипотетически не допускают возможности Чуда, не голосуют. У меня тут, как в российском Центризбиркоме: вариант "против всех" не предусмотрен.

ИТОГИ ОПРОСА
«Выбор желания»

Участников: 3574

Пьем воду из волшебного источника


Я мужчина и желаю стать красивее 111 (3.1 %)

Я женщина и желаю стать красивее 530 (14.9 %)

Я мужчина и желаю стать умнее 800 (22.5 %)

Я женщина и желаю стать умнее 906 (25.5 %)

Я мужчина и желаю жить подольше 583 (16.4 %)

Я женщина и желаю жить подольше 621 (17.5 %)

Опрос: «За красных или за белых?»

5 августа, 2011


В последней порции вопросов был один, ответить на который мне было непросто. Вот он:

marishka13k

Уважаемый ГШ, хотелось бы узнать как вы относитесь к Колчаку Александру Васильевичу. Является ли он для вас героем? И, в связи с этим, еще вопрос про гражданскую войну. Если бы вам пришлось выбирать, вы бы встали на сторону красных или белых? Может вообще бы уехали из страны?

Я имею в виду не первую часть вопроса, касающуюся моего отношения к адмиралу Колчаку. Героем он безусловно был, но на той войне героев хватало, с обеих сторон. Если же говорить о белогвардейских вождях, то самым сильным из них, по-моему, являлся Петр Врангель. Возглавь он Белое движение не в двадцатом году, когда война была уже проиграна, а раньше, очень вероятно, что исход противостояния был бы иной.

Ладно, не о персоналиях речь. Речь о том выборе, который каждый из нас сделал бы, родись мы на век раньше и окажись в России 1918 года.

Какую сторону вы бы выбрали в гражданской войне? Или не стали бы в ней участвовать? Очень интересно посмотреть, как разделится наше сообщество по бело-красному принципу.

Про себя скажу так. Я бы, наверное, эмигрировал в самом начале братоубийственной бойни — если бы, конечно, имел такую возможность. А не имел бы — всячески уклонялся бы от мобилизации. Чтобы браться за оружие, нужно быть абсолютно уверенным в своей правоте. У меня в восемнадцатом такой уверенности не было бы. Мое сословие получило исторический шанс в феврале — и бездарно провалило свою миссию. Как после этого воевать и с кем?

Итак, голосуйте и высказывайтесь. Срок, как обычно, одна неделя.

ИТОГИ ОПРОСА
«Гражданская война: Мой выбор»

Участников: 2740

С кем вы, господа-товарищи?


Я был(а) бы за красных 332 (12.2 %)

Я был(а) бы за белых 742 (27.3 %)

Я бы уехал(а) из России 1097 (40.4 %)

В лес, к зеленым! 180 (6.6 %)

Просто ждал(а) бы, когда кончится этот ужас 366 (13.5 %)

Загрузка...