5 ноября 1997 г. Federal News Service (FNS), Москва


ВЫСТУПЛЕНИЕ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ РАДИО «ЭХО МОСКВЫ»

БЫВШЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА


БЕЗОПАСНОСТИ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО

БЕРЕЗОВСКИЙ: note 324 Произошло то, что в стране, в России, появился реально достаточно независимый (я так аккуратно говорю), достаточно независимый телевизионный канал — канал, который успешно конкурирует с вполне частным каналом НТВ, с вполне частным каналом ТВ-6, канал, который за три года по существу возродился, канал, который имеет самую большую аудиторию и самое большое влияние.

ВЕНЕДИКТОВ: Одной из проблем было финансовое состояние ОРТ. Вот через три года, как вы занимались этим каналом, каково ныне финансовое состояние ОРТ?

— Финансовое состояние ОРТ, как фактически во всех компаниях, к которым я имел отношение, кардинально изменилось в лучшую сторону. Сегодня в этом году впервые ОРТ будет иметь совсем незначительный дефицит, в пять раз меньше, чем в первый год. Дефицит будет составлять порядка 50 миллионов долларов по сравнению с 250 в первый год, когда мы получили это наследство от государства. В будущем году этот канал принесет прибыль, и уже сегодня это можно утверждать с полным основанием.


20 декабря 1997 г. Независимая газета, Москва


БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ ПОСЕТИЛ МИНСК

Во время переговоров с Александром Лукашенко имя Павла Шеремета

не звучало.

Приезд в Минск известного российского предпринимателя и политика Бориса Березовского вызвал неподдельный интерес в журналистских кругах. Всем памятно, что еще 3—4 месяца назад президент Белоруссии Александр Лукашенко называл тогдашнего заместителя Совета безопасности главным организатором информационной войны против Белоруссии. note 325

Стало известно, что, прежде чем приехать в Минск, Борис Березовский встречался в Москве с полномочным представителем президента Белоруссии вице-премьером Василием Долголевым. Встреча носила конфиденциальный характер, но просочилась информация, что в беседе затрагивались темы информационного взаимодействия. В Минске Борис Березовский виделся еще с одним вице-премьером

— Владимиром Заметалиным, имеющим среди журналистов стойкую репутацию «душителя свободы слова». Это он считается главным инициатором закрытия газеты «Свобода» и принятия драконовских поправок к закону о печати.

Перед встречей с Березовским, которая состоялась вчера в резиденции белорусского президента, Лукашенко заявил, что ему известны результаты переговоров московского гостя с высокопоставленными чиновниками из правительства и что он удовлетворен этими результатами. Но ничего конкретного президент о них говорить не стал. Лукашенко также сказал, что переговоры с Борисом Березов-

ским ведутся уже давно — около четырех месяцев. Белорусским властям удалось переломить ситуацию и отстоять свою позицию в отношении ОРТ. Фамилия Шеремета ни разу не называлась, но вполне возможно, что судьба самого известного белорусского подсудимого была предметом беседы и что эти переговоры каким-то образом повлияют на решение суда. Президент Лукашенко давно вынашивает идею об использовании ОРТ во имя интеграции, во имя популяризации его взглядов на Союз Белоруссии и России. Поскольку в планах Бориса Березовского значится и встреча с председателем Национальной телерадиокомпании Григорием Киселем, можно предполагать появление вскоре какой-либо политической передачи под условным названием «Глядя из Минска».


Николай Галко

24 декабря 1997 г. Federal News Service (FNS), Москва


ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО

Агентство «Интерфакс», 24 декабря 1997 года

БЕРЕЗОВСКИЙ: note 326 Прежде всего по Шеремету. Конечно, этот вопрос обсуждался. И позиция ОРТ, и позиция моя лично нисколько не изменились по данному конкретному вопросу. Позиция состоит в том, что Шеремет выполнял свой профессиональный долг, и мы уверены в том, что он не нарушал законов. Естественно, принять решение о том, нарушал он закон или не нарушал, в состоянии только правоохранительные органы Белоруссии. Мы можем дать свою оценку этому решению. Я еще раз повторяю, что оценка этим решениям была дана и ОРТ, и я высказывался по этому поводу. Я действительно считаю, что то, что делают белорусские власти в плане общения со средствами массовой информации, безусловно, во вред белорусским властям.

Этому была посвящена одна из частей нашего разговора с президентом Лукашенко. И мне показалось, что те аргументы, которые я приводил, были достаточно убедительны для Александра Григорьевича. note 327 Александр Григорьевич дал мне возможность встретиться и с Генеральным прокурором Белоруссии. Собственно, с этого начался мой визит в Белоруссию. И я очень подробно обсуждал этот вопрос с Генеральным прокурором Белоруссии. У меня создалось впечатление, что решение будет взвешенным и с учетом в том числе того, как к этому сегодня относятся в России.


27 января 1998 г. Агентство БелаПАН, Минск


АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО ВСТРЕТИЛСЯ

С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ СМИ

МИНСК. 27 января в правительственной резиденции под Минском состоялась неофициальная встреча президента Беларуси Александра Лукашенко с руководителями крупнейших российских средств массовой информации. По сведениям БелаПАН, в ней приняли участие руководители телеканалов ОРТ и НТВ, информационных агентств ИТАР-ТАСС, «Интерфакс» и РИА «Новости», главные редакторы газеты «Новые Известия» и журнала «Итоги», а также ведущий телевизионной программы «Мы» Владимир Познер. Делегацию, прибывшую в Минск специально для встречи с президентом А. Лукашенко, возглавляет известный политик и бизнесмен Борис Березовский. Именно он был организатором встречи, инициатива проведения которой принадлежала российской стороне.

По предварительной информации, в ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества России и Беларуси в области создания единого информационного пространства, взаимодействия средств массовой информации двух государств, а также перспективы деятельности совместной телерадиокомпании.

Ожидается, что вечером 27 января к участникам встречи присоединятся ведущий субботней информационно-аналитической программы «Время» на канале ОРТ Сергей Доренко и еще один российский бизнесмен — Владимир Гусинский.

Планируется, что российская делегация покинет Минск поздно вечером 27 января.


Олег Соколов, БелаПАН

1 марта 1999 г. Агентство Federal News Service (FNS), Москва

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ СНГ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО

Агентство «Интерфакс», 1 марта 1999 года

БЕРЕЗОВСКИЙ: note 328 Я уже неоднократно комментировал свои взаимоотношения с теми средствами массовой информации, в создании которых я принимал участие или акции которых принадлежат мне, но находятся в управлении других людей. note 329 Кстати, вот Нарзику– лова и Кошкареву я вчера первый раз увидал по телевизору. Просто никогда с ними не встречался. Первый раз увидел, какие это обаятельные и приятные люди.

Но что касается конкретно этих двух людей, я действительно очень внимательно слежу за тем, что они пишут. Мне кажется, это одни из самых умных журналистов России сегодня. И во многом я их точку зрения разделяю. Безусловно, я бы не стал принимать участия в судьбе какого-либо издания или электронного средства массовой информации, если бы оно работало против моего представления о жизни. Я просто бы не принимал в этом участия, это тогда бы делали другие люди.

Я во многом разделяю позицию Третьякова, в еще большей степени я разделяю позицию Кошкаревой и Нарзикулова и вообще многих журналистов, которые работают в «Независимой газете», которые работают на ОРТ, которые работают на ТВ-6. Многих из них я считаю единомышленниками.


5 июня 1999 г. Независимая газета, Москва


БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ СТАНОВИТСЯ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ТВ-6

Вслед за ним на шестой канал переходит самый эпатажный ведущий ОРТ

Сергей Доренко.

Как стало известно, Борис Березовский выкупил 37,5% акций Эдуарда Сагалаева и таким образом стал владельцем 75% акций канала ТВ-6. Вслед за Березовским на шестом канале оказался и Сергей Доренко, которого иначе как «опальным» в последнее время не называли. Два месяца назад Доренко был отстранен от эфира из соображений политической осторожности и до сих пор в эфир не вернулся. По крайней мере, на первом канале. Теперь Сергей Доренко будет занимать должность заместителя генерального директора компании по политическим и информационным вопросам.


7 июня 1999 г. Агентство «Финмаркет», Москва


БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ: ГРУППА «ЛОГОВАЗ» НАМЕРЕНА КУПИТЬ

АКЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «КОММЕРСАНТЪ»

Борис Березовский подтвердил сегодня, что группа «ЛогоВАЗ» намерена купить акции Издательского дома «Коммерсантъ», сообщила радиостанция «Эхо Москвы». Он добавил, что сейчас идут переговоры о покупке Издательского дома. Березовский также сообщил, что «ЛогоВАЗ» и его дочерние фирмы ведут переговоры с Эдуардом Сагалаевым о покупке у него крупного пакета акций телекомпании «ТВ6 — Москва». В настоящее время у «ЛогоВАЗа» и Сагалаева равное количество акций телекомпании — по 37,5 %.


10 июня 1999 г. Коммерсантъ-Daily, Москва


ИЗ СТАТЬИ «ПРОРВЕМСЯ»

Корр.: А вам нужен независимый «Коммерсантъ»? Борис Березовский, предприниматель: Считаю, что все средства массовой информации, к которым я имею какое-либо отношение (являюсь акционером или контролирую через аффилированные структуры), независимы в силу моей личной неорганизованности. Я никогда по утрам не провожу пятиминуток, не даю установочек относительно того или иного материала. Спросите у Третьякова (главный редактор «Независимой газеты». — Ь), сколько раз за последние годы я ему звонил. От силы раз пять-шесть. Но это все форма.

Другое дело, что я, как акционер, имею право высказать свою точку зрения на то или иное событие. Она может быть принята или не принята. Но если последнее произойдет немотивированно, то это в принципе неверно. Хотя даже в этом случае никаких оргвыводов не будет. Вот и все мое влияние.

Этот подход — с единственной поправкой — я хотел бы распространить и на «Коммерсантъ». Поскольку моя персона активно «раскручивается» на страницах газеты, используется в качестве хорошего информационного продукта, я буду требовать материальную компенсацию за некоторые наиболее тенденциозные статьи. $200, $500, $1000, не знаю. Однако эта сумма будет заложена в договоре, и я смогу ее получить только в случае покупки акций ИД. Кстати, детали переговоров, а точнее, участия в конкурсе по покуп-

ке ценных бумаг мне неизвестны. Их ведут мои доверенные лица, в том числе Бадри Патаркацишвили.

Единственное, что я не могу перенести в прессе, так это собственное унижение, равно как и унижение других в моем присутствии. Именно поэтому я больше никогда не дам интервью «Московскому комсомольцу».


19 июля 1999 г. Агентство Federal News Service (FNS), Москва


ИНТЕРВЬЮ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО

Субботняя программа ОРТ «Время», 17 июля 1999 года

ВЕДУЩИЙ: note 330 Российская элита, деловая элита, которая в 1996 году смогла консолидироваться, теперь абсолютно разделена. И есть ли хоть что-то, что может вновь эту элиту консолидировать? БЕРЕЗОВСКИЙ: Коммунизм в России сломлен безвозвратно. И это, видимо, почувствовали. Элита почувствовала, предприниматели, поэтому они позволяют себе между собой конфликтовать. Но я уверен, это будет ровно в той степени, в какой не помешает достижению основных важнейших целей, которые сегодня стоят перед предпринимательским сообществом России.

— Высока вероятность серьезного столкновения, серьезного конфликта, даже войны между вами и вторым крупнейшим владельцем информационной империи, господином Гусинским? Вот есть ли что-то, что вас все-таки может примирить, вас может заставить работать вместе, или все-таки этот конфликт будет усиливаться?

— Этот конфликт — как бы он вызревал давно. Просто накопилось количество, которое перешло в качество: приоритеты и мои и Гусинского расставлены с точностью до наоборот. Я всегда как приоритет определял политику и экономику подчинял этому, а Гусинский действовал ровно наоборот — он политику пытается подчинить экономике своей группы, а группа имеет колоссальное влияние на российские средства массовой информации — следовательно, политическую жизнь России. И это категорически опасно, когда такое влияние в средствах массовой информации есть следствие узкогруп-

пового понимания экономических своих планов, то есть проекция их экономических проблем является проекцией на российскую политику

— категорически непозволительно, недопустимо, опасно. И вот пока это противоречие не будет снято — а я уверен в себе, что я не изменю свои приоритеты, — до тех пор будет существовать, углубляться этот конфликт.


7 августа 1999 г. Известия, Москва


БЕРЕЗОВСКИЙ ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО ПРИОБРЕЛ

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ «КОММЕРСАНТА»

Известный предприниматель Борис Березовский подтвердил 6 августа, что приобрел контрольный пакет акций Издательского дома «Коммерсантъ». Об этом сам Б. Березовский сообщил на встрече с коллективом Издательского дома.

Как стало известно «Интерфаксу» из источников, близких к руководству «Коммерсанта», Б. Березовский сказал, что купил контрольный пакет акций Издательского дома у нынешних владельцев

— фирмы «Америкен капитал», возглавляемой англичанином иранского происхождения Киа Джарубчианом. По словам участников встречи, Б. Березовский отказался назвать сумму, за которую был куплен пакет акций.


20 августа 1999 г. Агентство РосБизнесКонсалтинг, Москва


ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ «КОММЕРСАНТА», «НОВЫХ ИЗВЕСТИЙ»

И «ЛОГОВАЗА» ИНИЦИИРОВАНЫ ЛУЖКОВЫМ,


СЧИТАЕТ БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ

Действия, предпринятые правоохранительными органами и коммунальными службами Москвы против «Коммерсанта», «Новых Известий » и «ЛогоВАЗа», инициированы мэром столицы Юрием Лужковым. Об этом заявил сегодня бывший исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский, возвратившись в Москву из поездки по регионам России. «То, что произошло сегодня, безусловно, печально, поскольку является продолжением попыток оказания на меня давления. Сегодня твердо понимаю, что действия прокуратуры в Швейцарии инициированы, по всей видимости, не только отдельными политическими группами в России, но и группой «МОСТ"», — сказал Березовский. «Ложь о моих счетах в швейцарских банках, которая появилась в СМИ накануне, и действия против моих структур сегодня — все это звенья одной цепи», — считает Березовский.


25 августа 1999 г. Монитор, Нижний Новгород


НЕТ ДЫМА БЕЗ… ЛУЖКА?

Кто виноват в закрытии «Коммерсанта».

Вчера стала известна реакция мировых СМИ на закрытие ведущей российской газеты «КоммерсантЪ».

Вчерашние публикации в западной прессе позволяют говорить о том, что закрытие «Ъ» «в связи с несоответствием нормам пожарной безопасности» напрямую связано с появлением у газеты нового хозяина в лице господина Березовского.

Акция московских пожарных служб имеет явную политическую окраску. Возможная причастность к действиям пожарных служб Юрия Лужкова официально не подтверждена, однако пожарные производили инспекционные действия с санкции московского мэра. Владельцы Издательского дома «КоммерсантЪ» прямо утверждают: «Нет дыма без политической интриги».

По мнению Леонида Милославского, директора Издательского дома, акция была явно спланирована людьми из столичного правительства, близкими к окружению московского мэра. «Для Лужкова любые публикации, которые открыто не поддерживают его, являются врагами», — заявил Милославский.


30 августа 1999 г. Агентство РосБизнесКонсалтинг, Москва


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПЕЧАТИ КАНАЛУ ОРТ

ЯВЛЯЕТСЯ АНГАЖИРОВАННЫМ, ЗАЯВЛЯЕТ


Б. БЕРЕЗОВСКИЙ

Предупреждение Министерства печати, вынесенное в понедельник каналу ОРТ в связи с репортажем об акции блока «Правое дело», показанным 28 августа, является абсолютно ангажированным решением, считает Борис Березовский. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Березовский как член Совета директоров ОРТ высказал мнение, что это предупреждение скрывает персональные бизнес– интересы главы Министерства печати Михаила Лесина. Березовский отказался уточнить, какие именно интересы он имеет в виду, отметив, что об этом можно легко догадаться.


17 сентября 1999 г. Новые Известия, Москва


МЫ ПОЖИНАЕМ ПЛОДЫ СВОИХ ПРОСЧЕТОВ

Вчера в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция Бориса

Березовского, посвященная ситуации на Северном Кавказе и последним

событиям в России.

БЕРЕЗОВСКИЙ: note 331 Последнее время все отчетливее произносятся слова «измена», «предательство». Эта тема не могла сама по себе исчезнуть. Она обозначилась во время чеченской войны, когда очень много говорилось о том, что нельзя объяснить, откуда у чеченцев оружие, почему они так хорошо информированы, почему так успешно они ведут информационную войну против России.

Эти вопросы не замолчать. Сегодня они вновь возникли в другом контексте. На все эти вопросы придется отвечать.

Я в 1997 году был замсекретаря Совета безопасности РФ и непосредственно занимался Чечней. И конечно, мне эта тема знакома. Знакомо предательство, кроме того. Знакомы люди, которые предавали. Но меньше всего говорилось о торговле информацией, позиции тех или иных СМИ по поводу войны в Чечне.

Я столкнулся с этим непосредственно, не очень хотелось все это бередить, но обстоятельства вынуждают.

Вчера Павел Гусев с недоумением воскликнул: странно, наша газета «Московский комсомолец» опубликовала такой замечательный материал о разговоре Березовского, хотя, может, это не Березовский, черт его знает, но так кажется, и никто не откликнулся, кроме разве что НТВ и «Эха Москвы». Такое удивление.

Действительно, удивительно, почему только НТВ и почему только «Эхо Москвы»?

Дело белыми нитками шито, это все одна группа сегодня: и «Московский комсомолец», и НТВ, и «Эхо Москвы». Группа, которая отрабатывает заказ. Правда, они отрабатывают в этот раз такой заказ, а в иное время они отрабатывали другой заказ. Забыли ребята, забыл господин Гусинский, как в растерянности пришел ко мне и просил помочь освободить Елену Масюк и ее группу.

При этом разговор у нас был откровенный, и он сказал: у тебя есть опыт, ты освободил журналистов ОРТ, мои на меня наседают, не понимают, почему я не могу освободить своих.

О Гусинском и НТВ

Гусинский рассказал мне некоторую историю. Ты понимаешь, говорит он, это ситуация, когда без денег не освободить. Я спросил, почему такой категорический взгляд. Объяснение было очень простое: ты же понимаешь, что наша позиция по Чечне была далеко не бескорыстна в чеченской войне. Она была мотивирована. У нас были определенные отношения. И видимо, мы где-то друг друга не поняли. И по-видимому, это месть за наши отношения. Ведь ты знаешь, что у Масюк были прекрасные отношения с Басаевым, она брала у него интервью.

Я говорю: Володь, я всегда считал тебя жадным человеком; если ты имеешь эти отношения, нужно платить за эти отношения.

Он говорит, ну ладно, сейчас не будем это поднимать, мы готовы заплатить в этом случае, нужно их доставать, в компании переполох. Мои люди не понимают, что происходит. Как могут нас, которые поддерживали чеченцев, сегодня воровать, прессовать?

Я говорю: да, это действительно другая ситуация. Если были с ними эти отношения, то, конечно, по-другому теперь этот вопрос не решить. Но позиция должна быть тогда открытой. И если вы помните, единственный раз, когда я говорил, что был выплачен выкуп. Это касалось именно этого случая.

Вот такова предыстория предательства, о котором упоминалось вчера.

Забегая вперед, сразу хочу сказать, что то, что опубликовано раньше, то, что публикуется сегодня, вчера в «Московском комсомольце », — есть абсолютно бесстыдная и подлая компиляция, иногда даже не компиляция, а просто собственное изобретение, фирменное.

Вот один человек, по фамилии Хинштейн, уже не скрывает, что он осведомитель, а не осведомленный журналист, он просто разоблачен как осведомитель. Но теперь его место уже занял авангард, сам главный редактор занимается клеветой. Не знаю, кто ему сегодня платит — Гусинский, Юрий Михайлович? Но кто-то платит. ВОПРОС: Опубликованный разговор имел место? О чем был разговор? БЕРЕЗОВСКИЙ: Этот разговор места не имел. В том виде, как он опубликован, он места не имел. У меня было очень много разговоров. И с Удуговым, и с Махашевым, и с Басаевым, и с Радуевым, и с Масхадовым. И по телефону, и не по телефону. Более того, я эти контакты не прекращал практически ни на один день. И совсем недавно я

говорил с представителями Басаева и Радуева, говорил с Удуговым непосредственно. Но тот разговор, который опубликован в «Московском комсомольце», не имеет ничего общего с теми разговорами, которые я веду сегодня с чеченцами.

Об осведомителе Хинштейне

ВОПРОС: Хинштейн, «Московский комсомолец». Общеизвестно, что ваши счета блокированы в зарубежных, швейцарских банках. Означает ли ваше желание участвовать сегодня в миротворческом процессе на Кавказе попытку поправить финансовое положение? Это первое.

И второе. Вы заявили о том, что я осведомитель. Есть ли у вас документы, которые свидетельствуют об этом?

БЕРЕЗОВСКИЙ: Ваш вопрос, как и все ваше творчество, некорректен по постановке. Вы сказали, что «общеизвестно». Известно вам что?

— Что ваши счета блокированы.

— Для этого должно быть известно, что у меня есть счета. Вам, как человеку, который большой кусок жизни посвятил исследованию меня и моей работы, это известно доподлинно?

— Да, это мне известно по многочисленным сообщениям печати. Как отечественной, так и зарубежной.

— Понятно. Удовлетворительный ответ. Закончили эту тему?

Теперь о том, осведомитель ли вы. Но ведь недавно вы сами продемонстрировали все ваши удостоверения, все ваши связи. Что мне к этому еще добавлять? Когда вас задержали, вы сказали: «Я же ваш, ребята. Я же ваш». И показали удостоверение. Что мне еще доказывать?


27 ноября 1999 г. Коммерсантъ-Daily, Москва


БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ: Я ПО-ПРЕЖНЕМУ САМ С СОБОЙ

Корр.: note 332 У вас не вянут уши, когда вы слушаете Доренко? БЕРЕЗОВСКИЙ: Отвечаю: я поклонник творчества Доренко. Я реально люблю его творчество. Я считаю, что Доренко — выдающийся журналист. Мне очень приятно, что это один из немногих случаев, когда моя точка зрения совпадает с точкой зрения огромной части общества. Доренко смотрят с удовольствием.

— Это слово менее всего тут подходит.

— Я, конечно же, смотрю Доренко не как политического аналитика. Это мне не нужно, для этого достаточно с ним поговорить. Я смотрю это как блестящее шоу, в котором моя точка зрения совпадает с точкой зрения Доренко. Для меня особенно важна форма. Я не умею читать книги, написанные плохим языком, зато я могу читать книги практически ни о чем, но написанные блестящим языком.

— Вы устраиваете потом разбор полетов?

— Очень редко. Наверное, не все знают, что Сергей никогда не смотрит собственные программы. Он никогда не возвращается. Но он нашел свою нишу самовыражения — это безусловно.

— А вы не опасаетесь, что завтра Доренко или Невзоров уйдут к другому хозяину, который будет обладать достойным вашего даром убеждения, и их точки зрения тоже удивительным образом совпадут. И все изменится с точностью до наоборот — под удар попадете вы.

— Меня очень слабо волнует, куда повернутся Доренко и Невзоров. Мне они интересны, а то, что есть и совпадение позиций, лишь увеличивает мою радость. Ведь я смотрел с интересом Леонтьева, когда

он самовыражался в отрицании меня и моей позиции. Это не портило удовольствия от его программы.

— Не верю, что вас не задевает огромный поток негативной информации о вас в прессе.

— Могу сказать. Я реально считаю, что я занимаюсь политикой. И политика предполагает отсутствие каких-либо эмоций и проявлений чувства. Политика предполагает только рациональное поведение. Это слово доминирует сегодня, вы заметили? Я считаю, что очень важно отделить личное в политике от политики как таковой. Я действительно удивлен Евгением Примаковым. Реальный политик, но вот что интересно: поддался эмоциям. Он что, когда принимал решение заняться публичной политикой, полагал, что будут какие– то ограничения на борьбу с его позицией, что ли? Меня просто потряс его звонок на НТВ. Во-первых, сразу оскорбил Киселева, сказав ему, что он смотрит Доренко. А потом стал совершенно глупым образом оправдываться. Абсолютно недопустимые эмоции. В этом смысле Ельцин, конечно, выдающийся политик. Вы знаете, например, что во время выборов 1996 года он не посмотрел ни одной телевизионной передачи, не прочитал ни одной газеты, не послушал ни одной радиопередачи.

— Что же тут хорошего?

— А он понимал, что идет игра на информационном поле и быть участником этой игры абсолютно глупо, сбивает ориентиры.

— Как раз мог бы смотреть. Тогда вся игра, вы знаете, велась на него. Вы же Доренко смотрите не из одних эстетических побуждений: ваши позиции совпадают. И позиции Леонтьева с некоторых пор тоже. К «Коммерсанту» это относится?

— Вот в позиции «Коммерсанта» меня как раз многое не устраивает. Даже раздражает иногда.

— Зачем он вам тогда нужен? Часть какого-то проекта?

— Стратегического. Стратегия состоит в том, что я считаю, что «Коммерсантъ» реально может занять нишу, аналогичную «New York Times» в Штатах. «Коммерсантъ», если максимально ограничить его от внешних воздействий, в том числе и от моего, реально может со временем стать самой мощной ежедневной газетой для людей, принимающих решение.


Наталия Геворкян

13 декабря 1999 г. Новая газета-Понедельник, Москва


ЛЮБЛЮ ДЕЛАТЬ ХОД ПЕРВЫМ

Интервью Бориса Березовского «Новой газете»

Корр.: note 333 Скажите, а почему вы именно с Гусинским не договорились? Я не пойму, в чем именно между вами идеологические различия. БЕРЕЗОВСКИЙ: У нас нет идеологических различий. У нас есть противоречия в приоритетах. У меня приоритет политический выше бизнеса, а у Гусинского наоборот. Я могу отдать предпочтение бизнесу только после того, как основные политические проблемы будут решены. Я ведь абсолютно добровольно стал заниматься Чечней. Пришел к Ивану Петровичу Рыбкину и сказал, что могу быть здесь полезен. Просто мои личные цели глубоко совпадали в тот момент с целями страны. И действительно, капитализация тех компаний, к которым я имел отношение, резко возросла именно после политической стабилизации. Цель была абсолютно прагматична.

А Гусинский просто пытается на каждом повороте зарабатывать деньги, не очень задумываясь над политическими последствиями. Это ведь мой твердый выбор был в пользу Ельцина в 1995 году. Гусинского пришлось долго уговаривать. Мы договорились в конечном счете и с Гусинским, и с Потаниным, и с Виноградовым. Но это я их уговаривал, а не они меня.

— А сейчас вы многих олигархов уговариваете вкладываться в Путина?

— Вы знаете, я еще не начал конкретные действия в поддержку того или иного кандидата. А от Гусинского я отличаюсь тем, что не пытаюсь следовать за событиями. Я всегда пытался их формировать. В результате того, что Ельцин сам не обеспечил преемственность

власти, я один не пытался встраиваться в конструкцию. А Гусинский, который мне говорил много плохих слов и о Лужкове, и о Примакове, не верил в то, что можно создать новую конструкцию. И поэтому он считал, что нужно подчиниться событиям. И выбрать меньшее зло между Примаковым и коммунистами. Гусинский встроился в эту конструкцию, существенно ее дополнив. Но жизнь сложнее. И новая конструкция оказалась возможна. note 334

— Вы напрочь исключаете возможность компромисса с Гусинским, это вам уже не нужно теперь?

— Мы с Гусинским не в первый раз выясняем отношения — вспомните конфликт вокруг влияния на «Аэрофлот». Потом сотрудничали, и ничего. Но, правда, в то время мои отношения с Гусинским не были омрачены опытом личного общения. Теперь я узнал его как человека, и этот опыт сугубо негативный. По-человечески я больше никогда не смогу иметь с Гусинским никаких дел. Но есть и политика, а она безэмоциональна. Поэтому если он пересмотрит свое отношение к Примакову и Лужкову, то я не исключаю, что мы сможем работать вместе.


4 февраля 2000 г. Комсомольская правда, Москва


БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ: КОГДА В МОСКВЕ УЖЕ ВЫПИВАЮТ

БЕРЕЗОВСКИЙ: note 335 Наш конфликт с Гусинским ни для кого не секрет. Для меня политические приоритеты всегда выше зарабатывания денег, а мой оппонент считает ровно наоборот. Наконец идеология Гусинского потерпела сокрушительное поражение.

— Это вы о чем?

— О думских выборах. Вы не знаете, что НТВ и «Медиа-МОСТ» поддерживали ОВР и Примакова с Лужковым? Или для вас новость, что я был на стороне совсем другой команды? Не новость. Значит, вы должны согласиться: Владимир Александрович проиграл.

— Еще не вечер, Борис Абрамович.

— Я-то как раз считаю, что уже вечер и можно идти в бар выпивать, но в отличие от меня Гусинский живет по европейскому времени, а там, как известно, на два часа меньше, чем в Москве, и когда мы уже отдыхаем, в швейцарской прокуратуре еще идет прием граждан. Вот откуда все эти иски, отказы в визах и прочее. Но я не хочу сводить все к проблеме личных взаимоотношений с Владимиром Гусинским. Он лишь один из тех, кто сегодня работает против интересов России по принципиальнейшим вопросам. Поднятая Западом истерика о кремлевской коррупции, разоблачительные статьи о зарубежных счетах президента Ельцина и его окружения, скандал с русскими деньгами в BONY, трогательная забота о Чечне — всем этим спектаклем дирижируют из Москвы, что, по-моему, сегодня ясно многим. Как и то, впрочем, в чьих интересах была подобная шумиха. Примаков, Лужков, Гусинский. Приход этих людей к власти мог обернуться огромной бедой для России, но, повторяю, они потерпели сокрушительное поражение. Смириться с проигрышем трудно, отсюда попытки мелко мстить.


15 июня 2000 г. Бизнес & Балтия, Рига


РЕЗОНАНС

Депутат Госдумы РФ Борис Березовский: Мое личное отношение к тому, что происходило, и к тому, что произошло теперь с Гусинским, резко отрицательное вне зависимости от того, виноват Гусинский по существу предъявляемых ему обвинений или нет. Любой человек, который последние десять лет занимался бизнесом в России, прямо или косвенно нарушал российские законы, прежде всего в силу их несовершенства и в силу того, что законы много раз изменялись за это короткое время.


1 августа 2000 г. Lenta.Ru, Иосива


ГОСУДАРСТВО ЗАБИРАЕТ У БЕРЕЗОВСКОГО ПАКЕТ АКЦИЙ

ОРТ ЗА ДОЛГИ

В Москве начались переговоры представителей государства с Борисом Березовским о передаче правительству пакета акций ОРТ, принадлежащих бизнесмену. В администрации президента сообщили, что «данный вопрос прорабатывается на уровне правительства» с учетом долгов телекомпании ОРТ государству.

По мнению источников в Кремле, «для государства положительным результатом переговоров» станет передача пакета акций Березовского в управление государству.

Напомним, что у государства находится 51 процент акций телекомпании. А Березовский формально контролирует 19 процентов акций ОРТ (11 процентов через «ЛогоВАЗ» и 8 процентов через Объединенный банк).

«Интерфакс» сообщил, что ОРТ не войдет в медиахолдинг, создаваемый Борисом Березовским.

Сам Борис Березовский подтвердил, что ведутся переговоры о передаче пакета акций ОРТ в управление государству. Бывший депутат подчеркнул, что «конкретного продвижения на этих переговорах пока нет». Он напомнил, что около месяца назад заявлял о своей готовности рассмотреть вопрос о передаче в управление государству пакета акций ОРТ, принадлежащего частным компаниям.


2 августа 2000 г. Ведомости, Москва


УЖЕ НЕ ОЛИГАРХИ?

Из интервью Бориса Березовского «Ведомостям»

Кремлевских комментариев я не слышал. Но я действительно абсолютно сознательно недавно сказал, что настало время передать частный пакет акций ОРТ государству. ОРТ действительно выполняло чисто политическую функцию и выполнило ее на 100 процентов. Мы на столбовой дороге к демократии. Хватит. Мне это надоело. Путин действительно наш президент. Вот пусть государство теперь само по ОРТ обо всем рассказывает и отвечает за это. Что касается переговоров по ОРТ, то они действительно начались. Но речь идет не о продаже, а о передаче в управление государству частного пакета. Никакой серьезной работы в этом направлении не началось. А вот ситуация на рынке СМИ для меня изменилась. Впрочем, как несколько изменилась и политическая ситуация в целом. Есть ряд стратегических ошибок, которые допускает власть. Сегодня витает в воздухе, что НТВ может перейти под контроль «Газпрома», и соответственно, под контроль государства. Тогда у государства будут все три общенациональных канала — РТР, ОРТ, НТВ. Вот это абсолютно недопустимо. Даже если государство проводит политику свободы СМИ. Здесь я не согласен. И если тенденция подтвердится, у меня скорее всего появятся другие аргументы — в пользу того, чтобы не передавать в управление государству свои 49 процентов в ОРТ.

Загрузка...